Причины давления на Азербайджан: Политический груз «Великого шелкового пути» - АНАЛИТИКА

  25 ДЕКАБРЯ 2015    Прочитано: 15864
Причины давления на Азербайджан: Политический груз «Великого шелкового пути» - АНАЛИТИКА

Как бы не выглядел со стороны законопроект «О ситуации с правами человека в США», представленный в парламент Азербайджана в ответ на «Акт по демократии в Азербайджане в 2015 году», инициированный председателем Хельсинской комиссии Конгресса США Крисом Смитом, на самом деле этот шаг продуманный и продиктован геополитическими реалиями на настоящий момент.

Отметим, что в законопроекте Смита негативно оценивается уровень развития демократии в Азербайджане, и по этой причине предлагается пересмотреть отношения с Азербайджаном и ввести санкции в отношении ряда высокопоставленных чиновников, работающих в сфере юстиции. В вынесенном на обсуждение в Милли Меджлисе ответном законопроекте говорится о нарушении прав человека в США и также предусматривается введение санкций.

Пока что ни один из этих законопроектов не был принят: ни в Конгрессе США, ни в Милли Меджлисе Азербайджана, но зато оба законопроекта стали предметом широких обсуждений в парламентах обеих стран.

Конечно, политическое руководство Азербайджана прекрасно понимает, что обсуждением такого типа законопроектов не сможет как-то повлиять на столь сильное государство, как США. Но у Азербайджана и нет такой цели. В то же время наивно было бы полагать, что и США, таким образом, смогут нанести серьезный удар Азербайджану. Правда, не будем отрицать, что США этим наносят ущерб международному имиджу Азербайджана. Однако в большой политике ради большого успеха определенные потери иногда неизбежны.
Причина роста напряженности, наблюдаемой в последнее время, может быть связана с Великим шёлковым путем.

После визита Президента Ильхама Алиева в Китай, между Китаем и Азербайджаном была достигнута первоначальная договоренность по Великому шелковому пути. Это значит, что маршрут Запад-Восток, который обеспечит товарооборот на уровне 400-600 млрд евро, пройдет не через Россию или Иран, а именно через Азербайджан.

То, что Россия осталась в стороне от этого проекта, стало предметов широких обсуждений в российских СМИ, и в адрес Кремля посыпались обвинения в том, что он проморгал участие России в столь крупном геополитическом проекте. Недовольство россиян можно понять. Первоначально Пекин рассматривал 3 различных маршрута, в которые была включена Россия. Но в последний момент, учитывая позиции Турции и Европы, и из-за того, что для других маршрутов не была обеспечена необходимая инфраструктура, Пекин предпочел маршрут через Кавказ.

Сложившаяся ситуация заставила Кремль сразу перейти в действие, и премьер РФ Дмитрий Медведев отправился с визитом в Китай. Несмотря на то, что с китайцами были проведены аналогичные переговоры, успеха он не добился. После визита российского премьера в аналитических статьях официального информационного агентства правительства Китая «Синьхуа» давались пессимистичные прогнозы развития российской экономики. На самом же деле, это было знаком того, что Москва не смогла убедить Пекин сделать ставку на нее в проекте Великого шелкового пути.

Выпадение России из такого крупного проекта может сильно разозлить Кремль и стать причиной непредсказуемых последствий с его стороны для Азербайджана. Конечно, то, что проект Великого шелкового пути связан с Китаем в какой-то мере страхует Азербайджан от угроз со стороны России. Т.е. можно рассчитывать, что Москва, дабы не испортить отношения с Китаем, не станет оказывать давления на страны, через которые пройдет маршрут. Однако, как показали последние события в сфере международных отношений, Россия иногда принимает эмоциональные решения, не учитывая их дальнейших последствий. Поэтому не исключено, что, несмотря на хорошие отношения с Китаем, Москва будет чинить препятствия реализации Великого шелкового пути.

В такой ситуации Азербайджан может на практике продемонстрировать России, что он с ней на одной стороне, и что проект Великого шелкового пути реализуется чисто из экономических интересов, и показать Москве, что выбранное направление Великого шелкового пути вовсе не означает, что отрицается возможность других его направлений. Т.е. Азербайджан – одно из направлений, по которому пройдет Великий шелковый путь, и это направление может пойти дальше – по маршруту через территорию России.

Недовольство России и ее удар по Великому шелковому пути отвечает глобальным интересам США. Речь идет о том, что в Южно-Китайском море, где находятся основные торговые порты Китая, сложилась напряженная военная обстановка. Из-за спорных островов Китай переживает напряженность в отношениях с прибрежными государствами, а США оказывают этим государствам военную поддержку: в Южно-Китайском море сосредоточен американский военный флот. Все это наглядно говорит о том, что Вашингтон целенаправленно создает «пробки» на морских торговых путях Китая, поскольку динамичное развитие китайской экономики очень беспокоит США.

Тем более, что снижение цен на нефть на фоне давления на Россию укрепит экономику не только США, но и Китая. В таких условиях поиск Китаем альтернативных торговых маршрутов и осуществление им внешнего товарооборота в основном через Великий шелковый путь, увеличение импорта нефти и нефтепродуктов, ввозимых в страну по морскому пути, дает Пекину дополнительный шанс развить китайскую экономику. Соединенные Штаты, конечно же, не хотят, чтобы Китай использовал снижение цен на нефть для своей выгоды. В таких условиях скорая реализация Великого шелкового пути Вашингтону совсем не по сердцу.

С этой точки зрения становится понятно, почему США оказывают давление на Азербайджан. Если Россия ревностно воспримет включение Азербайджана и Казахстана в проект Великого шелкового пути, и попытается как-то навредить маршруту, это может вызвать негативную реакцию Пекина и ухудшить российско-китайские отношения. Это может буквально «добить» российскую экономику, которая и так находится в кризисе, и на время лишить Китая альтернативного маршрута для экспорта товаров. С другой стороны, рост напряженности на море не позволит Китаю воспользоваться удобным случаем, т.е. снижением цен на нефть, для укрепления своей экономики: если Китай не сможет продавать свои товары, то он не сможет и нарастить объемы импорта нефти.

Конечно, США совершенно не беспокоит, что во всех этих процессах пострадает Азербайджан, который старается с одной стороны обеспечить собственную безопасность, а с другой стороны, на фоне снижения цен на нефть, обеспечить свою экономику стабильным источником дохода.

Тофиг АСКЕРОВ
Гюльнара ЗЕЙНАЛОВА

Vzglyad.az

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА