Иран осознал и признал себя именно на основе мифологического противостояния с Тураном. Все его мифические герои сформировались в этом противостоянии. Кстати, одним из очень важных факторов, породнивших иранцев и армян, является именно это: их заклятый враг в общественном сознании обоих одинаков – турок. Поэтому, несмотря на то, что мы принадлежим к одной и той же религии, армяне гораздо ближе и роднее Ирану: ведь общественное сознание имеет гораздо более сильное влияние, чем религия!

Иран-Туран в некотором смысле также напоминает греко-троянское противостояние. Так же как главные герои и сюжеты Троянской войны были отточены в национальном сознании греков, такой же процесс произошел и для Ирана в Туранской войне. В этом смысле “Шахнаме” можно считать иранской “Илиадой”.
В архетипическом мышлении, лежащем в основе иранского мышления, отношения с турками кодифицированы следующим образом: хотя мы связаны друг с другом, мы раздельны и не можем объединиться. Мы видим влияние этого архетипического закона на протяжении всей истории ирано-азербайджанских отношений. Большинство азербайджанских государств с географической точки зрения были созданы на территории Ирана (в данном контексте: Иран - не территория, а идеологическая система), за исключением некоторых, по крови наши, душой - Иран; в результате мы так и не смогли разделить то, что создали, а конец, как диктует мифологическая система - неудачный.

Как в споре двоих, задаются вопросом: “Что же не могут поделить?". У нас с Ираном неразделимая общая история, государство, гены которого принадлежат нам, а дух-им. Но, к сожалению, генетически-архетипические коды, определяющие эту общую историю, ведут нас не к единству, а к конфликту. Архетипы, которые втягивают нас в борьбу, все еще движут скрытыми механизмами иранского социального и даже политического мышления.
Можно ли от этого избавиться? Возможно, да, но не реально в ближайшем времени. Для этого Иран должен отказаться от мышления экзистенциальной формулы “я Иран, потому что я борюсь с Тураном”. Кстати, в точности то же самое касается и армян. И это именно то, что их связывает: сюжеты коллективного подсознания.
Эти формы мышления вряд ли с легкостью изменятся. Тут главное-знать, что лежит в корне нынешних отношений. Можете считать это своего рода геополитической психотерапией.
Вюсал Мамедов
главный редактор сайта Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad
Тэги: