
Однако, согласно подписанному между Турцией и Ливией, в соответствии с международным правом, меморандуму о демаркации морских границ, реализация проекта ЕС EastMed затруднена. Таким образом, согласно меморандуму, Средиземное море фактически разделено между Турцией и Ливией по принципу «средней линии», и эта линия ограничивает доступ восточных прибрежных государств к западу. В то же время, согласно международному праву, греческие средиземноморские острова Крит, Родос, Керпе и Мейс попадают в экономическую зону Турции и Ливии. Таким образом, в нынешней ситуации Евросоюз вынужден получить согласие Турции на строительство трубопровода от Кипра до острова Крит, а оттуда в Грецию. В этом случае очевидна истинная причина, по которой Анкара своевременно оказала военную помощь для поддержки законного правительства в ливийской гражданской войне.
Европе, импортирующей 75 процентов своего газа, необходимо реализовать проект EastMed для обеспечения энергетической безопасности, поэтому она вынуждена вести переговоры с Турцией. В этом случае Анкара может поставить вопрос о признании Северного Кипра предметом сделки. Хотя кажется маловероятным, что ЕС согласится на независимость киприотов-турок, Брюссель может оказать давление на киприотов-греков, чтобы они объединились с турками в виде федеративного государства.
Параллельно с этим Анкара, которая блокирует импорт европейского газа с Кипра, заявляет, что газопровод будет построен на Северный Кипр. Строительство газопровода из Северного Кипра в Турцию и из Турции в Европу могло бы заинтересовать страны Центральной и Восточной Европы и побудить их признать независимость Северного Кипра. Как известно, реализация российского газопровода по дну Черного моря оказалась невозможной из-за санкций, в результате которых ряд центральноевропейских стран лишился прямых поставок газа. Стремление удовлетворить потребности в газе может вызвать серьезный спор между европейцами на юге и на востоке, и Турция, несомненно, воспользуется этими противоречиями.
Кроме того, Россия может поддержать позицию Турции по этому вопросу. В обмен на признание Москвой Северного Кипра Турция закрыла глаза на ситуацию с Крымом, что вызвала широкую дискуссию в российских СМИ. Хотя, официальный представитель президента России - Песков, признал это невозможным, на самом деле вынося этот вопрос на общественное обсуждение, Кремль, быть может, таким образом пытается послать косвенный сигнал Турции. Неприсоединение Турции к крымской платформе Украины поможет восстановить международный имидж Москвы, который был запятнан аннексией Крыма, и лишит Киев важного союзника. Хотя кажется маловероятным, что Турция будет вести переговоры с Россией по этому вопросу или каким-либо образом оправдывать аннексию Крыма, постоянное членство России с правом вето в Совете Безопасности ООН не останется незамеченным Анкарой. Потому что главным препятствием к признанию Северного Кипра даже дружественными Турции странами являются соответствующие резолюции ООН. В этом смысле Москва может сыграть решающую роль в возвращении вопроса о будущем Кипра в повестку дня ООН.
Тот факт, что Москва и Анкара начнут переговоры по Северному Кипру в обмен на Крым, неизбежно даст толчок для Запада, и в результате Вашингтону и Брюсселю придется выбирать между Турцией и Россией.
Тофик Вахид
Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad