Гражданская война в Ливии. Что будет дальше?

В настоящее время в Ливии идет гражданская война. В ней участвуют две основные местные силы. С одной стороны, это международно признанное Правительство национального согласия (ПНС), во главе с Фаизом Сараджем, которое контролирует два больших города (столицу страны Триполи и Мисрату) и их окрестности. С другой стороны, в гражданской войне участвует Ливийская национальная армия (ЛНА), во главе с полевым командиром Халифой Хафтаром, которая контролирует основные города на востоке Ливии и большую часть территории страны. Однако, на сравнительно небольшой территории, контролируемой ПНС, проживает около половины населения Ливии.
ЛНА позиционирует себя как светскую организацию, так же состоящую из различных региональных и племенных ополчений (число регуляров ЛНА не превышает несколько тысяч), но в реальности до трети этой армии составляют исламисты салафитского толка, некоторые из которых симпатизируют Саудовской Аравии, а другие - Аль-Каиде. Они тоже хотели бы установления исламского правления, но их вероучение отличается от Братьев-мусульман. Речь идет о двух конкурирующих ветвях политического суннитского ислама, хотя вряд ли эти течения полностью доминируют в ПНС и ЛНА соответственно.
Гражданская война в Ливии была бы сугубо местным делом, никому особенно не интересным, если бы не многочисленные обстоятельства, превратившие конфликт в международный. И прежде всего, к ним относятся природные богатства и географическое положение Ливии. Страна богата нефтью и до войны производила 1,6 млн баррелей нефти в день, сегодня ее нефтяные ресурсы - предмет интереса великих держав. В то же время, Ливия - огромное государство, которое является морскими воротами Африки в Европу - отсюда тысячи беженцев устремляются в страны Евросоюза. Следовательно тот, кто контролирует Ливию, получает мощный рычаг для политического влияния на Европу.
Суннито-суннитский конфликт и Ливия
Современный мусульманский мир раздирается многочисленными конфликтами, среди которых одним из важнейших является суннито-суннитское противостояние между двумя блоками стран. От его исхода во многом зависит судьба суннитского мира. С одной стороны, выступает союз Турции и Катара, которые финансируют Братьев-мусульман, с другой стороны группа - стран, состоящая из Саудовской Аравии, ОАЭ, Египта и Бахрейна, которая противостоит им. При этом саудовцы и в определенной мере ОАЭ финансируют салафитские течения. Имеет место не только религиозное противостояние, но и борьба за контроль над целыми странами. Первый блок поддерживает ПНС, а второй - ЛНА и Хафтара.
Египет против Сараджа и ПНС
У Египта есть и свой особый интерес к событиям в Ливии. В 2013 г в Египте произошел военный переворот, приведший к власти Фатаха иль-Сиси, военного диктатора. Он сверг президента, Мухаммеда Мурси, представителя Братьев-мусульман. Сегодня эта организация запрещена и сурово преследуется в Египте. Поэтому для режима Сиси абсолютно неприемлем приход к власти в Ливии Сараджа и его ПНС, тесно связанных с Братством. Граница между странами протянулась на 1150 километров и плохо контролируется, через нее просачиваются потоки контрабандных товаров, включая оружие. Для Египта победа Сараджа и ПНС чревата внутренней нестабильностью и он делает многое, чтобы помочь Хафтару и ЛНА.
Газовый конфликт в Восточном Средиземноморье
Война в Ливии развернулась на фоне другого, набирающего силу международного конфликта. В Восточном Средиземноморье группа государств, открывших огромные запасы шельфового газа, создала объединение - Газовый форум: Египет, Израиль, Кипр и Греция образовали этот энергетический союз. 2 января 2020 г Израиль, Греция и Кипр подписали соглашение о строительстве газопровода EastMed, предназначенного для поставки газа из израильского месторождения "Левиафан" и кипрского "Афродита" в континентальную Европу. EastMed свяжет Грецию, Кипр и Израиль с югом Европы. Проект получит финансирование Евросоюза. Европа хочет диверсифицировать поставки газа, уменьшив энергетическую зависимость от России. Эти соглашения вызывают острую реакцию Турции. У нее есть территориальный спор с Грецией и Кипром и некоторые регионы, где эти страны намерены добывать газ и строить газопровод, она считает своими, называя их "голубой родиной". С целью подкрепить свои претензии на участие в разработках газа в данном регионе, Турция подписала с международно признанным правительством Сараджа специальные договоры. Один договор утверждает разграничение морских пространств между Турцией и ПНС, предоставляя первой права на огромные районы Восточного Средиземноморья, включая ряд районов, владение которыми Турция оспаривает с Грецией и Кипром. Это немедленно вызвало острую реакцию Греции и Израиля. Евросоюз уже заявил, что он не признает данное соглашение. Другой договор связан с обязательством Турции направить войска в помощь ПНС. Естественно, Турции важно сохранить это правительство. В настоящее время турецкая помощь официально запрошена и турецкие соединения прибывают в Триполи. Такое положение дел способствует оказанию определенной поддержки Хафтару, врагу ПНС, со стороны некоторых стран Евросоюза (прежде всего Франции), и все того же Египта. Отношения Египта и Турции обострились до предела.
А что американцы хотят в Ливии?
Это непонятно. Традиционно США поддерживали ПНС, но Трамп заявил о своих симпатиях Хафтару. Американская позиция остается неопределенной. Похоже, что на фоне жесткого противостояния с Ираном, торговой войны с Китаем и импичмента Трампа, Америке сейчас не до Ливии. Это освобождает руки другим державам. Однако, никто не знает, как может измениться завтра позиция непредсказуемого президента США.
Роль России и русско-турецкий альянс в Ливии
У России в этом конфликте своя особая роль. РФ поддерживает тесные отношения с Саудовской Аравией, вместе с которой она пытается ограничить производство нефти и поддерживать высокие цены на этот продукт. Она так же сблизилась с Египтом, который намерен приобрести в России 20 истребителей Су-35. Этим во многом обусловлена поддержка Кремлем Халифы Хафтара и его ЛНА. Российская поддержка, включая переброску в Ливию бойцов российских ЧВК вместе с помощью ОАЭ (поставивших Хафтару современные беспилотники) привела к перелому военных действий в пользу Хафтара. С другой стороны, РФ тесно связана с Турцией, вкладывает миллиарды долларов в развитие турецкой энергетики, продает Турции новейшие ракетные системы С-400 и хотела бы вбить клин между Турцией и НАТО. Поэтому РФ готова вести переговоры и с Сараджем и с его патроном, Турцией. Во время визита президента РФ Владимира Путина в Турцию 8 января вопрос о Ливии обсуждался с президентом Турции Тайипом Реджепом Эрдоганом. Сегодня становится возможен раздел Ливии между двумя странами,глубоко вовлеченными в гражданскую войну. В этом случае оба государства получат доступ к нефтяным месторождениям Ливии и рычаги влияния на Евросоюз.
Конфликт далек от завершения
Тем не менее, война в Ливии далека от завершения. РФ и Турция пока не достигли договоренности. Кроме того, как можно видеть в Сирии, русско-турецкие договора работают плохо. Например, не смотря на все договоренности по Идлибу, там продолжаются боевые действия между союзными России силами Асада и различными группировками анти-асадовских сил, ориентированными на Турцию. Далее, в ливийском конфликте много участников и не все из них готовы принять соглашения России и Турции. В любом случае, с ними придется поторговаться. И, наконец, Хафтар стремится воспользоваться своим преимуществом и взять Триполи или, по крайней мере отнять у Сараджа побольше территории до прибытия основных турецких сил. Так что мы еще увидим в Ливии много интересных и тревожных событий.
Михаил Магид, специалист по Ближнему Востоку
Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad