Новая инициатива Шойгу: Отправит ли Баку миротворцев в Сирию? – ЭКСКЛЮЗИВ

  07 ИЮНЬ 2018    Прочитано: 8104
Новая инициатива Шойгу: Отправит ли Баку миротворцев в Сирию? – ЭКСКЛЮЗИВ

Глава Минобороны РФ генерал армии Сергей Шойгу призвал страны СНГ принять участие в восстановлении мирной жизни в Сирии, сообщает ТАСС. «Сегодня от боевиков освобождена большая часть территории этой страны, с остальными террористами идут переговоры по сложению оружия. Сорваны планы образования псевдохалифата. Созданы все условия для политического урегулирования и возрождения Сирии как единого, неделимого государства», — сказал он, открывая заседание Совета министров обороны государств — участников СНГ. В этой связи Шойгу предложил странам Содружества принять участие в восстановлении Сирии. «Для всех очевидно, что обеспечить безопасность можно только совместными усилиями. В связи с этим обращаюсь к вам, уважаемые коллеги, с предложением принять участие в налаживании мирной жизни в Сирии», — сказал российский министр.

Что имел ввиду Шойгу, когда говорил о необходимости налаживания мирной жизни в Сирии? Как сам министр пояснил – это разминирование территории, совместное патрулирование контроля зон деэскалации, оказание гуманитарной помощи, восстановление инфраструктуры.

«Рассчитываем на вашу поддержку, которая продемонстрировала бы наше единство в борьбе с международным терроризмом и обеспечении общей безопасности», — заявил он.

Интересно, как отреагируют страны содружества на призыв Шойгу о налаживании мирной жизни в Сирии? Не исключено то, что некоторые страны, возможно, и поддержат инициативу министра обороны России. Но невольно возникает и другой вопрос: Имеет ли право Сирия, которая на днях признала так называемую «независимость» отделившихся грузинских территорий Абхазии и Южной Осетии, претендовать на помощь стран содружества в вопросе восстановления своей инфраструктуры? Как будет действовать Азербайджан в данном случае? Примет ли участие официальный Баку в налаживании мирной жизни в Сирии? Отправит ли Баку миротворцев в Сирию?

На эти и другие вопросы Vzglyad.az ответил главный эксперт Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу Алексей Синицын и политолог, преподаватель Академии при Президенте АР Заур Мамедов.

- Война в Сирии еще не закончилась, а министр обороны Шойгу предложил странам Содружества принять участие в восстановлении Сирии. Что стоит за этой инициативой министра?


Алексей Синицын: Кажется, Уинстону Черчиллю принадлежит такой яркий афоризм: «Война слишком сложное дело, чтобы поручать его военным». Конечно, мудрый британец имел в виду не стратегические операции на театре военных действий, а политическую составляющую войны – взаимодействие с союзниками, устройство послевоенного мира, определение участи побежденного и т д.

Предложение Шойгу чисто политическое, и, что меня очень удивило, абсолютно ошибочное, даже с точки зрения Москвы и Дамаска. Москва всегда выступала против интернационализации сирийского конфликта. Вспомним, два года назад в Эр-Рияде, была создана т. н. «Исламская коалиция», которая должна была объединить воинские контингенты ряда суннитских стран для борьбы с боевиками «ИГИЛ» в Сирии. Тогда министр обороны КСА принц Мохаммед бин Салман грозился отправить в Сирию не менее тридцати семи тысяч бойцов коалиции, что вызвало самую резкую реакцию Москвы. В начале этого года Вашингтон предложил саудитам и Катару принять участие в военном разрешении сирийских проблем. Реакция Кремля полностью повторилась.

И вот теперь Москва сама предлагает странам Содружества войти в Сирию, хотя война там еще далеко не закончилась. Остался мятежный Идлиб, где сконцентрировались тысячи боевиков различных организаций. Сирийская армия только готовится к наступлению на юге с целью взять под контроль границы с Иорданией и Израилем, достаточно сложная ситуация сложилась на восточном берегу Евфрата.

Совершенно очевидно – если военные формирования государств СНГ окажутся Сирии, то эскалация конфликта в этой стране станет неизбежной. Тогда там на официальной основе обязательно появятся не только «советники», но и воинские контингенты американских союзников – саудиты, иорданцы, катарцы и др. У меня нет сомнения, что очень скоро это странное предложение российского военного министра будет благополучно забыто.


Заур Мамедов: Вчера глава Минобороны России Сергей Шойгу на заседании совета глав оборонных ведомств СНГ призвал партнеров данной организации принять участие в восстановлении Сирии. Буквально полтора месяца назад он же заявлял, что рассчитывает на поддержку членов ШОС в восстановлении Сирии. То есть, это заявление исходит из уст главы Минобороны РФ не впервые.

Действительно, после активного подключения России в сирийский конфликт удалось фактически разгромить ряд террористических организаций, а самое главное, «ИГИЛ». Сирийскими правительственными войсками при поддержке российских военных освобождена большая часть территории страны. Огромная заслуга в этом принадлежит Воздушно-космическим силам России.

В отличие от гражданской войны в Ливии 2011 года, где Россия не проявляла активных действий, в Сирии стало ясно, что Москве не избежать вмешательства. Через два года после начала российской интервенции в гражданскую войну, Москве удалось спасти Башара Асада и сирийский режим. Мастерски проведя игру в Сирии вместе с Ираном, Путину удалось возродить имидж России как игрока, чьи интересы на международной арене нужно учитывать. Если не Путин в лучшем случае Асад был бы вынужден бежать из Сирии. В худшем – его ждала судьба Каддафи и Саддама. Многие не понимают и критикуют российское вмешательство в Сирию, но необходимо понимать, что потеряв Сирию, Россия потеряла бы весь Ближний Восток. Дальше очередь дошла бы и до Ирана.

Но сейчас не до конца ясно, что будет дальше. Активное подключение США и Израиля в военный конфликт в Сирии может на долгие годы отсрочить стабилизацию страны. То есть, успех весьма хрупок. Необходимо найти дипломатическое решение. Говорить о победе Асада пока рано. В Сирии сегодня американцы, французы и арабская коалиция. Начиная с середины апреля в северо – западных провинциях Сирии они регулярно увеличивают военную группировку. Есть разногласия между различными сообществами в стране. Наблюдается этнический, культурный и религиозный раскол. На мой взгляд, рано или поздно в Сирии сменится режим. Невозможно в ХХI веке править такой разнообразной во всех смыслах этого слова страной такими методами. Тем более, что все еще наблюдаются сепаратистские настроения среди этнических групп, населяющих Сирию, а также вмешательство внешних сил для дестабилизации страны.

- Не кажется ли вам, что этим вопросом все-таки должны заниматься те страны, которые непосредственно участвовали в военных операциях в Сирии?


Алексей Синицын: Мне кажется, Шойгу вообще не имел права обращаться к кому-либо с подобными предложениями. Приглашение подобного рода, типа поучаствовать в разминировании объектов или нести боевое дежурство в зонах дислокации, – это прерогатива официального Дамаска. Только сам президент Асад может решать подобные вопросы в диалоге, к примеру, со своим белорусским, казахстанским или каким-то другим коллегой.

Заур Мамедов: Стоимость восстановления страны оценивается в 400 миллиардов евро. Возможно и больше. Возникает вопрос, кому это будет нужно? Если Башар Асад останется у власти, ни страны Персидского залива, ни ЕС не возьмут на себя расходы по восстановлению Сирии. К тому же, у ЕС свои, внутренние проблемы. США же с президентом Трампом, который взял курс на протекционизм, делая упор на национальные интересы, продемонстрировали, что Вашингтон переходит на иную экономическую модель. Остается Китай, который не пойдет на конфронтацию с США. Какие бы страны ни участвовали в выполнении этой задачи, это будет непросто и будет определяться многочисленными переменными и тем, как международные и региональные силы будут управлять конфликтом.

- На днях Сирия признала так называемую «независимость» отделившихся грузинских территорий Абхазии и Южной Осетии. МИД Азербайджана поддержал Грузию. На ваш взгляд, может ли официальный Баку принять участие в восстановлении инфраструктуры Сирии, отправить своих миротворцев в этот регион?


Алексей Синицын: Послевоенное становление Сирии и отправка военного контингента в эту страну, особенно, для обеспечения безопасности в зонах деэскалации – это все-таки две совершенно разные политические задачи. Я убежден, что предложение Шойгу не будет иметь никакого продолжения. Однако, давайте, чисто гипотетически допустим, что Москва по каким-то непонятным причинам будет давить на своих партнеров по СНГ, стремясь добиться от них конкретного участия в сирийских делах. Азербайджан может легко выйти из-под этого прессинга, не раздражая стратегических партнеров. Баку - единственная возможная для Москвы дружественная политическая площадка, на которой проходят переговоры между высшими военными руководителями России, США и НАТО. Вспомним, хотя бы продуктивные встречи Начальника Генштаба ВС РФ Валерия Герасимова с председателем Объединенного Комитета начальников штабов ВС США Дэном Данфордом. Они, кстати, были посвящены сирийской проблематике. Так что Азербайджан уже внес и, очевидно, еще внесет весомый вклад в разрешение сирийского кризиса. Поэтому предложение Шойгу к Баку отношения не имеет. Пусть над ним в первую очередь задумаются страны ОДКБ, включая Армению. Впрочем, как я уже сказал, Кремль не будет его продвигать «светлую идею» Сергея Шойгу на межгосударственном уровне. Я в этом не сомневаюсь.

Заур Мамедов: Из стран СНГ в первую очередь Казахстан и Белоруссия могут откликнуться на призыв Шойгу. Тем более Лукашенко об этом давно говорит. Торгово-экономическое сотрудничество двух стран развивается при доминировании белорусского экспорта, в минувшем году товарооборот составил $44,3 млн, при этом экспорт - $36,9 млн.

Что касается Баку, не думаю, что мы будем участвовать в восстановлении Сирии. На сегодняшний день, это не отвечает нашим геополитическим и геостратегическим интересам. Как вы отметили, МИД Азербайджана поддержал Грузию в вопросе связанный с признанием Асадом Абхазию и Южную Осетую. Здесь возникает очень интересный вопрос. А зачем сейчас это понадобилось Асаду? Мы, конечно, не наивные. Должны понимать, что в современном мире не бывает ни бесплатных завтраков, ни бесплатных «признаний».

Что касается миротворческого контингента, этим вопросом должны заниматься союзники России по ОДКБ. Эти разговоры идут давно. Еще в 2016 году ходили слухи, что Азербайджан может оказаться в числе стран, которые примкнут антитеррористической операции в Сирии. Если присоединимся с тем или иным образом в Сирию, что мы получим? В отличие от Афганистана, здесь есть подводные камни, на которые лучше не наступать. В этом вопросе, как и по всему параметру своей внешнеполитической деятельности, Баку ведет политику «наблюдения» и «баланса». Сначала сирийского конфликта Баку внимательно следил за развитием процесса, но ни разу не проявлял желание примкнуть ни к одной из антитеррористических коалиций. Даже когда между Москвой и Анкарой наблюдался конфликт, Баку вел миролюбивую политику. Ясно одно, как и Россия и Турция, Азербайджан - сторонники мира и стабильности в Сирии.

Сеймур Мамедов

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги: Шойгу   Сирия   Асад  





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА