
- Многие эксперты утверждают, что новая команда Трампа - Помпео и Болтон возьмет более жесткий курс по отношению к Ирану, на подавление интересов Тегерана в регионе. Неужели все так серьезно?
- О Трампе можно говорить разное, но в одном ему не откажешь - в последовательной предельно жесткой позиции по Ирану. Причем, во всех сферах - от Венского пакта до мер по противодействию расширения влияния Тегерана в регионах.
На мой взгляд, нынешние взгляды американской администрации заключаются в следующем: при попустительстве Обамы и его команды Иран сумел усилить свое влияние зонах жизненных интересов США - от Персидского залива до Афганистана, от Ливана до Каспия, и эта ситуация является нетерпимой. А значит - ее необходимо серьезно корректировать.
Естественно, по целому ряду причин - это не «горящая» задача, которую нужно решать вот прямо «с утра». Но и затягивать с ее решением не стоит. А потому вполне очевидно, что в ближайшее время к антииранской риторике команды Трампа добавятся вполне конкретные и достаточно жесткие шаги в отношении Тегерана.
- Американский эксперт считает, что Вашингтон будет сcорить Тегеран с Баку и Тегеран с Ереваном. Возможен ли такой сценарий?
- Прежде всего, хотел бы заметить, что этот сценарий не просто возможен, а достаточно давно прорабатывался, обрастая инструментарием и деталями. Прямое давление на Иран американская сторона сегодня считает не слишком целесообразным. А вот создавать Тегерану проблемы через, скажем так, третьих лиц - это вполне приемлемо, реально и даже необходимо. Поэтому возникновение у иранцев сложностей с Баку, Ереваном и другими столицами - станет в ближайшее время достаточно будничным явлением. Тем более, что и у американцев есть возможности для реализации подобной тактики, и в ряде государств найдутся силы, которые с энтузиазмом в этом поучаствуют.
- На ваш взгляд, стоит ли ожидать усиления влияния США в регионе Южного Кавказа?
- Знаете, вот одной из особенностью тех новых подходов во внешней политике США, которые постепенно, хоть и не слишком публично сейчас оформляются, является отказ от тотального присутствия американцев в любой точке мира. Прежде всего потому, что это достаточно затратно даже для сверхдержавы. Поэтому сейчас они внедряют несколько иную схему - стимулирование во внешнеполитических операциях активности как прямых своих союзников, так и тех, кто хочет получить этот статус. То есть то, о чем Трамп говорил представителям монархий Персидского залива еще в прошлом году - «проявляйте больше инициативы в производстве собственной безопасности. В конце концов, это, в первую очередь, в ваших же интересах. Ну а США вас поддержат». Южный Кавказ, безусловно, важен в некоторых аспектах, но сегодня и на краткосрочную перспективу (от года до трех лет) для Вашингтона актуальны несколько иные направления, те, где геополитика тесно сплетается с геоэкономикой - китайское, Юго-Восточная Азия и так далее. Поэтому ожидать какого-то повышенного внимания к Южному Кавказу со стороны Вашингтона, на мой взгляд, не стоит. Но и из своего поля зрения американцы его не выпустят.
Эмиль Самедов
Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad
Тэги: США Иран Азербайджан Армения