Нателла Ахундова: Армения - один из крупнейших «грантоедов», и не только на постсоветском пространстве - ИНТЕРВЬЮ

  08 ФЕВРАЛЬ 2018    Прочитано: 8515
Нателла Ахундова: Армения - один из крупнейших «грантоедов», и не только на постсоветском пространстве - ИНТЕРВЬЮ

Интервью Vzglyad.az с вице-президентом Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу Нателлой Ахундовой.

- 2 марта 2018 года в Армении пройдут президентские выборы, на которых впервые президент страны будет избран не всенародным волеизъявлением, а Национальным собранием. При этом президент Серж Саргсян не имеет права баллотироваться на третий срок. Однако, что подтверждают и многие армянские и проармянские эксперты, он все-таки метит на должность премьер-министра. Каковы ваши ожидания от выборов в Армении?


-То, что Серж Саргсян будет премьер-министром, т.е. лидером парламентской Армении, - давно предрешено. Армения – страна, крайне зависимая от внешнего влияния. Поэтому, давайте, проанализируем позиции внешних игроков. Москве не удалось инкорпорировать в армянское политическое поле президента Союза армян России и Всемирного армянского конгресса Ару Абрамяна, который намеривался даже создать свою партию и участвовать в парламентских выборах в Армении.

Армяне просто вытолкали его оттуда, как, кстати, и всех московских армян-политологов - от Кургиняна до Багдасарова. Несмотря на их националистическую позицию, они воспринимаются армянским обществом как излишне пророссийские. Значит, единственно, на кого может делать ставку Москва, – это Серж Саргсян и его Республиканская партия.

Но не менее любопытная ситуация сложилась и на «западном» фланге. Вспомним, когда в Армении проводились парламентские выборы, известными деятелями диаспоры была создана политически активная группа «Справедливость для Армении», а ее духовные лидеры - канадский кинорежиссер Атом Эгоян, его супруга, актриса Арсине Ханджян и многие другие армяне диаспоры - грозились вывести людей на ереванские улицы, если результаты выборов будут сфальсифицированы.

Вся парламентская кампания вместе с процедурой голосования была одним сплошным нарушением. Но народ никто никуда не выводил, а союзником, набравших 56% голосов республиканцев, стала фракция партии «Дашнакцутюн». Это значит только одно – диаспора в последний момент сделала ставку на Саргсяна. Ведь она, в основном, находится под политическим влиянием «Комитета Ай Дат США», созданного Армянской Революционной Федерацией «Дашнакцутюн» и имеющего чуть не столетнюю историю. Позиции Ай Дат разделяет и популярный в диаспоре Дом Киликийский Армянской Апостольской Церкви. Наверное, неслучайно парламентская фракция дашнаков уже заявила, что поддержит выдвижение Сержа Саргсяна на пост премьера.

- На ваш взгляд, изменится ли экономическое положение Армении в лучшую сторону после выборов?


- Конечно, нет. Нет точек роста, потому что Армения отключена от всех региональных проектов. Соглашение с Евросоюзом фактически оказалось фикцией – оно не подразумевает создание «зон свободной торговли», о которых так мечтали либеральная оппозиция из блока «Елк» и «креативный класс». Собственно говоря, экспортные возможности Армении ничтожны. Никуда не денется олигархат, паразитирующий на госбюджете, не исчезнет коррупция, превратившая, прежде всего, вооруженные силы в какую-то «черную дыру», в которой исчезают колоссальные суммы бюджетных средств.

- По сравнению с предыдущим периодом, в 2018 году США сократят финансовую помощь Армении на 77%. Эксперты отмечают, что действующая стратегия США является серьезной проблемой для Армении, поскольку Ереван фактически оказался в «лагере» противников США. Вы согласны с выводами экспертов?


- Совершенно не согласна с тем, что Армения кем-то в Америке может быть занесена в стан «противников» США. Там прекрасно помнят, что карабахский конфликт, с которого начался физический распад СССР, был инспирирован именно армянами.

Разве кто-либо из официальных лиц США критиковал Ереван за присутствие на территории Армении российской военной базы, фактически угрожающей южному флангу НАТО? Или, может быть, влиятельные американские СМИ писали об этом? Кроме официально лоббистской газеты «Hill» и весьма одиозной «The New York Post», кажется, больше никто не вспоминал, что Ереван – «стратегический союзник» Москвы.

Существует естественный индикатор отношения политического истеблишмента США к политике официального Еревана. Это - дискриминационная в отношении Азербайджана, пресловутая 907-ая поправка к «Акту о поддержке свободы». Она может носить, сколь угодно, формальный характер, но если ее не отменяют, то, значит, ничего в армяно-американских отношениях не изменилось.

Тоже самое можно сказать и о поправке Джексона — Вэника к «Закону о торговле США», который ограничивает торговлю со странами, препятствующими эмиграции. Она была направлена против Советского Союза, который в 70-х годах препятствовал еврейской эмиграции в Израиль. В отношении Армении она была отменена почти 15 лет назад, но почему-то до сих пор действует в отношении Азербайджана, где никогда не было даже намека на антисемитизм, и, который прекрасно сотрудничает с Израилем во всех сферах, включая военную.

- Может ли Армения, подписавшая соглашение с ЕС, рассчитывать на финансовую поддержку со стороны США в будущем?


- Вспоминается, старая шутка из КВН: «Армения – не страна. Это – офис». В любом случае, Армения никогда не будет субъектом «торговой войны», даже если она действительно разразится между Европой и США. Армянское правительство и сегодня называют одним из крупнейших «грантоедов», и не только на постсоветском пространстве. Это хорошо видно на примере помощи стран, озабоченных уровнем безопасности Армянской АЭС. Речь идет о десятках миллионов долларов, из которых 34% в виде безвозмездных грантов были предоставлены США, 29% - ЕС, 20% - Россией и оставшиеся 13% - МАГАТЭ и другими странами. Думаю, ничего не изменится и в будущем.

Но помощь – это не только акции доноров. Минувшей осенью премьер-министр Армении Карен Карапетян униженно благодарил делегацию Конгресса США за подключение его страны к «всеобщей системе преференций в пользу развивающихся стран». Таким образом, Армения получила льготные таможенные тарифы на свой, пусть и весьма скромный, экспорт.

И потом, между Ереваном и Вашингтоном еще три года назад подписано «Рамочное соглашение между Арменией и США о торговле и инвестициях», которое пока не наполнено реальным содержанием. Однако американский посол в Армении Ричард Миллз однажды уже обмолвился об инвестициях восьми миллиардов долларов в армянскую экономику. Сумма выглядит нереальной, но «морковкой» Ереван все-таки поманили. Другими словами, США держат армянский истеблишмент на коротком поводке, и, кажется, что армян это вполне устраивает.

- Многие эксперты предсказывают импичмент президенту Трампу, что его место может занять Майк Пенс. Как вы думаете, в случае прихода к власти Пенса, могут произойти какие-то изменения во внешней политике США в отношении Армении, по Карабахскому вопросу?


- Импичмент Трампу выглядит совершенно нереальным. Во всяком случае, сегодня президент от него неизмеримо дальше, чем полгода назад. Есть простая арифметика - если голосование состоится сейчас, и даже если каждый демократ проголосует «за», нужно будет, чтобы импичмент в Палате представителей поддержали 22, а в Сенате - 15 республиканцев. Это невозможно. А выборы в Конгресс 2018 года демократы вообще могут проиграть.

Позиция США по Карабаху практически не меняется с времен президентства Клинтона, и нет никаких предпосылок, что она изменится в обозримом будущем. Во всяком случае, пока карабахский конфликт находится на периферии международных интересов. Необходим какой-то форс-мажор, чтобы ситуация изменилась. На него армянская сторона при Серже Саргсяне, фактическом лидере Армении, по собственной инициативе никогда не пойдет.

Сеймур Мамедов


Vzglyad.az

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги: Азербайджан   Нагорный-Карабах   Армения   выборы   диаспора   Саргсян   Россия   Ереван  





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА