Новая стратегия США по Ирану ударит и по Армении – Точка зрения ираниста

  17 ОКТЯБРЯ 2017    Прочитано: 3616
Новая стратегия США по Ирану ударит и по Армении – Точка зрения ираниста

Новая стратегия США по Ирану - ужесточение санкции и усиление международного давления на Иран, несомненно, скажется и на торгово-экономических показателях Армении, для которого Тегеран надежный партнер.

Новая стратегия США по Ирану негативно повлияет на объеме товарооборота между Ираном и Арменией. Негативное влияние санкции окажут на отрасли сельского хозяйства (рыболовство, лесное хозяйство, животноводство), промышленность (добыча нефти, добыча полезных ископаемых, энергетика и строительство) и услуги (розничная торговля, транспорт, связь, образование и здравоохранение).

Ирано-армянские отношения по большей части строились в период санкции, то в случае повторения аналогичной ситуации, обе страны продолжат торгово-экономические отношения (хоть и в меньших масштабах) как это делали и в пред-санкционный период. По сравнению с Грузией и Азербайджаном, Иран имеет более стабильные политико-дипломатичные и экономические отношения с Арменией. Поскольку из-за санкций банковские переводы и другие финансовые операции невозможны, торговля с Ираном осуществляется бартерной сделкой – иранский газ в обмен на электроэнергию из Армении.

Режим санкции мешает осуществлению целого ряда совместных важных проектов, такие как прокладки железной дороги, строительство гидроэлектростанции и нефтеперерабатывающего завода. Но новые геополитические реалии мешают ее осуществлению. В связи с этим, Армения вынуждена осуществлять морские перевозки из грузинских портов Батуми и Поти. Снятием санкции с Тегерана, Армения могла бы диверсифицировать экспортные маршруты и увеличить объем товарооборота с Ираном. Мало того, что отмена санкции было бы важно не только для оживления торговых и других экономических проектов, но и для активизации потока иранских туристов в Армению, который был значительно сокращен из-за инфляции иранской валюты и ужесточения международных санкций. Да и при режиме санкции, модернизация инфраструктуры (автодороги, железная дорога Иран–Армения–Грузия) было бы непрактично с экономической точки зрения.

Что касается объема торговли между двумя Арменией и Ираном, то за последние годы заметно увеличилось – $ 72 млн. в 2001 году, $ 200 млн. в 2009 году, и $ 300 млн. в 2014 году. В 2010 году экспорт из Армении в Иран составил 65,1 млн. Евро (8,3% от общего объема экспорта Армении), а импорт составил 151 млн. Евро (5,3% от общего объема импорта). На иранский рынок Армения поставляет алюминий и изделия из него (30,2% от общего объема экспорта), минеральное топливо, масла, дистилляционные продукты и т.д. (26,2%), железо и сталь (9%).

Благодаря новым соглашениям в сфере энергетики Тегеран пытается укрепить свое экономическое влияние на Южном Кавказе, позиционируя себя в качестве надежного источника энергоресурсов.
В 2014 году министры энергетики Ирана и Армении договорились о строительстве новой линии передачи электроэнергии из Армении в Иран. В июне 2015 года, страны договорились начать строительство третьей линии электропередач. Проект будет завершен в 2018 году.
Армения и Иран имеют налаженные туристические связи. Около 35.000 иранских туристов посетили Армению в первом полугодии 2014 года. Это на 17,3% больше по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. В 2014 году Иран занимал 4-е место по количеству туристов, которые посетили Армению, после России (44% от общего числа туристов), Грузии (28%) и ЕС (Германия, Франция, Италия и страны Скандинавии).

Ясно, что стратегический подход Армении к Ирану основан с учетом ограниченности своих ресурсов. Несмотря на то, что объем торговли между двумя странами неуклонно растет, Иран остается незначительным партнером по импорту и экспорту. Однако, помимо торговли, есть еще и энергетический сектор. Хотя у двух стран есть действующий газопровод, он был в значительной степени ограничен давлением со стороны РФ, что наложило серьезные ограничения на импорт газа из Ирана, чтобы блокировать любые стремления Армении стать региональным энергетическим центром и поддерживать зависимость Армении от российских газа, а также предотвращает любую конкуренцию для российского «Газпрома» в качестве основного энергетического игрока.

Однако, с точки зрения Ирана, значение Армении связано с тремя соображениями. Во-первых, Армения в качестве стратегического пути для выхода на другие рынки. Во-вторых, поиск географического партнерства с Арменией как стабильного и дружественного соседа. И, в-третьих, как геополитическая опора, основанная на неотъемлемых преимуществах Армении в виде доступа к Евразийскому экономическому союзу и в качестве выхода через транспортную сеть Север-Юг, тем самым вовлекая в торговлю более широкий регион Южного Кавказа.

Но ключ к тому, чтобы Армения воспользовалась такой возможностью, остается в Москве, и главный вопрос здесь заключается в том, в какой степени Ереван сможет проявить твердость на пути преодоления российских ограничений и укрепить отношения с Ираном.

Василий Папава,

Директор Института изучения Ближнего Востока и Кавказа, иранист, специально для Vzglyad.az.




Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги: Армения   США   Иран  





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА