Британия проводила опыты на людях

14 ИЮЛЬ 2015    Прочитано: 4448
Британия проводила опыты на людях

Раньше историки думали, что эти операции проводились с гораздо меньшим размахом

Во времена холодной войны правительство Британии использовало население страны в качестве невольных подопытных кроликов, испытывая на нем средства и методы химической и биологической войны в гораздо более широких масштабах, чем считалось ранее. Таковы выводы новых исторических расследований, пишет The Independent.

В ходе 750 с лишним секретных операций сотни тысяч простых британцев подвергались «учебным» нападениям с применением химического и биологического оружия, которые осуществлялись с воздуха, с кораблей и с автомобильного транспорта.

До настоящего времени ученые думали, что такие операции проводились с гораздо меньшим размахом. Однако новое исследование, проведенное профессором новейшей истории из Кентского университета Ульфом Шмидтом (Ulf Schmidt), показало, что британская военная авиация сбрасывала тысячи килограммов химических веществ «неизвестного уровня токсичности» на гражданское население в Солсбери и его окрестностях в графстве Уилтшир, в Кардингтоне, графство Бедфордшир, и в Норвиче, графство Норфолк.

Эти вещества в значительных количествах также сбрасывались над Ла-Маншем и Северным морем. Степень ущерба, причиненного прибрежным городам и поселкам Англии и Франции, неизвестна.

Данное расследование впервые показало, что в период с 1953 по 1964 годы с кораблей, самолетов и движущихся грузовиков было распылено около 4 600 килограммов смеси сульфида цинка и кадмия (сейчас ее считают канцерогенной из-за присутствия кадмия).

Научное расследование профессора Шмидта, о котором он написал в выходящей 9 июля книге Secret Science (Тайная наука), показало, что пассажиров лондонского метро также использовали в качестве подопытных кроликов, причем с гораздо большим размахом, чем считалось прежде.

В ходе нового исследования обнаружилось, что в столичном метро в мае 1964 года проводились неизвестные доселе полевые испытания биологического оружия.

В ходе секретной операции, которую проводили ученые из государственного научно-исследовательского центра химической и биологической войны в Портон-Дауне, графство Уилтшир, в больших количествах распылялись бактерии под названием Bacillus globigii. Ученые хотели узнать, каким образом аэрозоли в метрополитене перемещаются на большие расстояния — внутри вагонов или через систему вентиляции воздуха.

В то время власти полагали, что Bacillus globigii безвредна, однако сегодня ее считают причиной пищевых отравлений, глазных инфекций и даже заражения крови. На сегодня неизвестно, пытались ли власти как следует проверить эту бактерию перед ее распространением в метро. О проведенных ранее полевых испытаниях в метрополитене, которые состоялись в июле 1963 года, историкам известно уже много лет.

Но теперь новые исследования указывают на то, что у некоторых привлеченных к испытаниям британских ученых были дурные предчувствия. Кое-кто из них давно уже считал, что с политической точки зрения в Британии нежелательно проводить крупные испытания с использованием живых бактериологических возбудителей болезни.

Одно испытание с применением живых бактерий чумы проводилось в 1952 году на западном побережье Шотландии. Давно уже известно, что через облако бактерий тогда случайно прошло рыболовецкое судно, и власти очень сильно встревожились, опасаясь, что кто-то из рыбаков может заразиться.

Испытания бактерии чумы хоть и проводились в море, но было это всего в нескольких милях от острова Льюис с населением несколько тысяч человек.

Проводившие опыты ученые из государственных учреждений делали ставку на то, что преобладающий ветер там дул в сторону моря и от побережья. Но если бы он поменял направление, тысячи жителей Гебридских островов подверглись бы риску заражения чумой, говорит профессор Шмидт.

После инцидента с рыболовецким судном ученые хотели продолжать проведение чрезвычайно опасных полевых испытаний, но за пределами Британии. Поэтому премьер-министр страны Черчилль утвердил план проведения таких испытаний на заморской территории Британии Багамских островах.

Новые расследования показывают, что правительственные ученые придерживались мнения о том, что Багамы являются «лучшим местом на земле» для проведения таких испытаний «без ограничений».

В 1954 году по указанию британского правительства группа специалистов по ведению биологической войны направилась в морской район неподалеку от необитаемого острова на Багамах, где выпустила облако опасных вирусов венесуэльского энцефалита лошадей (Venezuelan Equine Encephalitis). Этот вирус вызывает у человека лихорадку, долговременную усталость, головную боль, а иногда приводит к летальному исходу.

Новые расследования впервые показали, что в другой британской колонии Нигерии было место, где проводились полевые испытания в рамках подготовки к химической войне. На юге Нигерии в районе Обанагоро четыре британские экспедиции в общей сложности 15 месяцев распространяли в больших количествах экспериментальный нервно-паралитический газ из разряда химического оружия и оценивали его воздействие. Преимущество такого места проведения экспериментов состояло в том, что ученые ставили свои опыты в тропических условиях, и конечно, делали это не в Британии и не в Австралии.

Последствия от такого распыления нервно-паралитического газа для местного населения (в том числе, для нанятого для проведения испытаний в Нигерии местного персонала) неизвестны.

Ученые пока не сумели выяснить, кто занимался особо опасной работой, начиняя нервно-паралитическим отравляющим веществом артиллерийские снаряды, минометные мины и авиационные кассетные бомбы. Точно так же, им не удалось узнать степень заражения нигерийской почвы и уровень ущерба для близлежащих деревень и школ от токсичных облаков, которые разлетались над сельской местностью.

«Те государственные записи, которые мне удалось посмотреть, хранят молчание по этому поводу, что весьма любопытно», — сказал Ульф Шмидт.

«По очень весомым причинам проводившиеся в Нигерии эксперименты были строго запрещены в самой Британии, а поэтому все записи и фотографии, связанные с послевоенными испытаниями нервно-паралитического отравляющего вещества в Африке, считались особо секретными», — отметил Шмидт.

В ходе своих расследований профессор Шмидт также выяснил, что химические испытания времен холодной войны в широких масштабах проводились на британских военнослужащих-добровольцах внутри Британии, причем таких участников было гораздо больше, чем считалось ранее.

Он теперь полагает, что всего в период с 1945 по 1989 годы было проведено до 30 000 секретных экспериментов с химическими боевыми отравляющими веществами на 14 с лишним тысячах британских военнослужащих, в основном в Портон-Дауне. По мнению Шмидта, в большинстве случаев военнослужащих не в полной мере информировали о сути планируемых экспериментов, в связи с чем свое согласие они давали, не зная, что их ждет.

Распространение болезней: «безвредные» заменители

Сверхмелкие частицы смеси сульфида цинка и кадмия. Ученые времен холодной войны в Британии и США использовали это неорганическое вещество как якобы безвредным заменитель, имитирующий действие боевых биологических средств в нижних слоях атмосферы и на поверхности земли. Однако до сих пор неизвестно, не могли ли вызвать какие-то заболевания те частицы смеси сульфида цинка и кадмия, которые попадали в легкие человека и оставались там в течение десятилетий.

Bacillus globigii. Эту бактерию использовали как предположительно безвредный заменитель для имитации распространения и проникновения боевых биологических средств в виде аэрозолей, а также для изучения ее воздействия. Во время проведения полевых испытаний в годы холодной войны эту бактерию не считали вредной, однако сейчас известно, что она вызывает лихорадку, пищевые отравления (которые иногда заканчиваются смертельным исходом), перитонит и заражение крови.

Чумная палочка (Pasteurella pestis). Эту чрезвычайно заразную бактерию распыляли только над морскими районами, однако делали это очень близко к шотландскому острову Льюис, где проживали тысячи людей. Похоже, что в ходе экспериментов ученые полагались только на то, что ветер не изменит свое направление и скорость, и не принесет бактерии на остров. Это одна из тех бактерий, которые в прошлом вызывали эпидемии чумы во всем мире (включая черную смерть в средневековой Европе).

Венесуэльский энцефалит лошадей (Venezuelan Equine Encephalitis). Этот вирус распыляли над морским районом вблизи необитаемого острова на Багамах. Данный вирус ослабляет или убивает лошадей и ослов, а также может вызвать сильнейшую лихорадку у человека и даже стать причиной его смерти. Вирус распространяют комары, кусающие лошадей.

Нервно-паралитические отравляющие вещества серии G. Это боевое отравляющее вещество распыляли во время полевых испытаний на небольшой территории на юге Нигерии в нескольких километрах к северу от города Варри. Впервые нервно-паралитические отравляющие вещества серии G применили нацисты до и во время Второй мировой войны. В эту группу входит такое вещество как зарин. Оно воздействует на нервную систему человека, нарушая функционирование организма и обычно вызывая смерть. Выжившие могут длительное время страдать от нервных повреждений и психических расстройств.

Оригинал публикации: How the British Government subjected thousands of people to chemical and biological warfare trials during Cold War