Прав ли Кэмерон, или важнее ли свобода слова, чем вероисповедания?

  21 ЯНВАРЬ 2015    Прочитано: 3671
Прав ли Кэмерон, или важнее ли свобода слова, чем вероисповедания?

Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон защитил право СМИ оскорблять верующих. Он не согласен с заявлением Папы Римского Франциска о том, что нельзя насмехаться над верой других.

Свою позицию Кэмерон озвучил в интервью американскому каналу CBS. Премьер указал, что в свободном обществе существует и право оскорблять религиозные чувства других: "Я христианин. Если кто-то скажет что-то оскорбительное об Иисусе, мне может это показаться оскорбительным, но в свободном обществе я не имею права мстить им за это".

Премьер подчеркнул, что пресса имеет право публиковать материалы, которые кому-то могут показаться оскорбительными, однако эти публикации не должны нарушать закон.

Насколько такие заявления Кэмерона соответствуют законодательству Великобритании? Не ограничивают ли британские законы своих граждан в заявлениях и действиях, способных нанести оскорбление или ущерб другим людям?

В своем интервью «Vzglyad.az» адвокат, специалист по международному праву Камран Балаев
подчеркнул, что исторически Британские законы и законодательство отличались либеральностью, однако либеральность этих законов идет ногу в ногу с развитием самого общества, поэтому в этой стране очень редко ставят запреты и ограничения на что-либо: «Здесь такие запреты, такие ограничения регулируется законами обществом и здесь существует много неписаных законов, которые всегда соблюдаются в обществе. То есть, законодатель не может на все ставить запреты и каждый запрет или ограничение превращать в закон, но эти запреты существуют на общественном уровне».

По его словам, даже теоретически, принятие такого закона в Парламенте очень сложно, вообще законодательный процесс - это долгая юридическая процедура. Представьте себе, когда несогласные с законопроектом члены Парламента намеренно тянут время, чтобы добиться его отмены. А каждый законопроект должен пройти через несколько этапов обсуждения. Первое чтение более формальное, затем второе в котором обсуждаются общие принципы правового документа. Во втором чтении палата может проголосовать за отклонение законопроекта, но это бывает редко.

Затем, законопроект отправляется в комитет, который рассматривает законопроект постатейно, и докладывает предлагаемые поправки всей палате, где происходит дальнейшее обсуждение самых подробных деталей.

Далее, начинается третье чтение после прохождения которого, Палата Лордов обычно голосует «That the Bill do now pass». Потом законопроект посылается в другую палату. И только потом он представляется Королеве на утверждение. Если между палатами есть разногласия, которые члены Парламента не могут решить, то закон не проходит. То есть, принятие какого либо закона, процесс не из легких».

Касательно же, заявления Премьр-Министра Дэвида Кэмэрона, К.Балаев заметил, что в обществе идут дебаты по поводу его высказывания, однако они проходят в политической плоскости.

- На ваш взгляд, с точки зрения права в чем заключается истина в разгоревшемся в мире споре (на фоне трагедии в редакции Charlie Hebdo) между сторонниками тотальной свободы слова и теми, кто призывает не затрагивать чувства верующих?

- Отвечу на Ваш вопрос сославшись на Всеобщую декларацию прав человека, положения которой восприняты конституциями большинством стран мира. Статья 19 Декларации гласит: “Каждый имеет право на свободу мнения и на свободное его выражение; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ”.

А в статье 18 говориться, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

То есть, в этой Декларации, и в многих других международных правовых документах упоминаются обе права и свободы. Законодатель не ставя никаких табу призывает людей к уважению и свободы слова, и вероисповедания . То есть право на уровне закона фактически уже создало эту золотую середину, однако эта золотая середина ломается в результате внутриобщественных трений. Я не думаю, что законодатель сможет сделать больше того, что уже сделал, остальное зависит от прогресса общества и других общественно-политических факторов.

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА